Театр – это отдельный мир, который состоит из суперлюдей

7 сентября на XXX Пушкинском театральном фестивале состоялся показ спектакля Санкт-Петербургского кукольного театра сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Сразу после блистательного выступления нам удалось пообщаться с главным режиссёром театра Светланой Дорожко и окунуться в уникальный кукольный мир.

- Почему вы решили принять участие в нашем фестивале?

- Потому что нас пригласили. Мы, конечно, с большой радостью согласились, потому что выезд театра на фестиваль – это радость. Это большое событие, потому что мы в своем театре любим показывать то, что сделали в других городах другим зрителям. Это радость общения и со зрителем, и друг с другом. Участие в таком фестивале, который в общем-то достаточно известный, престижный и выезд в прекрасный город Псков, - это радость.

- Существует такое мнение, что куклы - это только для детей, но так-ли это на самом деле?

- У нас есть спектакль «Русалка», он 18+, потому что адресован именно взрослой публике. Театр кукол изначально был предназначен для взрослых. В него вкладывались мифологические вещи, религиозные образы. Через куклу, через неживое, которое близко к идолу или божеству, передавалась такая суть, которую словами нельзя было передать. Это производило сильное впечатление на зрителя. К детям театр кукол пришел только в 20 веке. Многим театрам кукол сейчас около 80 лет. Это довольно-таки серьёзная и уникальная в своём роде история, потому что в мире в принципе нет такого количества театров кукол, как в России. В каждом городе есть государственный театр кукол. Этого вы не встретите в Европе, разве что в Чехословакии и Польше. Наша страна является прародителем такого явления.

— В младшем возрасте я очень любила посещать театры кукол, сейчас, повзрослев, опять смотрела ваш замечательный спектакль с изумлением и восторгом…

- Спасибо большое. Знаете, я скажу сразу, что самое ценное – это когда спектакль, который как будто бы сделан только для детей, нравится взрослым. Когда взрослый, который сидит и тыкает в телефон, отвлекается от него и «залипает» на сцену. Количество поднятых телефонов, которые снимают спектакль, – это хороший признак, а плохой признак – это когда люди просто читают сообщения, и им скучно смотреть на сцену. Я всегда стою в конце зала и наблюдаю: «Ага, повключали, значит здесь что-то не так. Хорошо, будем работать дальше».

Дело не только в развлечении взрослых и детей, а дело ещё в том, чтобы они следили, вникали, считывали те образы, которые мы им предлагаем. Например, медведи. Ведь первый вопрос возникает: «А почему медведи? Там же богатыри в сказке!». Дети строят множество теорий на этот счёт.

- Вы уже сказали, что в спектакле роли богатырей исполняют медведи, но есть и другие очень интересные фишки. К примеру, всё повествование происходит через «бабок-чернавок». Почему именно эти персонажи?

- Вообще чернавка есть в сказке. Кто она такая? Это служанка, которая занимается чёрной работой в доме. Мы придумали таких бабок, потому что именно эта сказка содержит в себе много христианских и языческих вещей. В этой истории переплетены очень интересные линии. Так и намешано в нашей голове, особенно у старшего поколения. Даже смотря на себя, я понимаю, что у меня тоже уже многое смешивается в голове. По сути, наши бабки - христианки, но на самом деле они язычеством живут. Это история сочетания язычества в нашей культуре и в сказке. Особенно это заметно, когда Елисей обращается на небо и общается с солнцем и месяцем . Это ли не язычество? Это всё как будто свойственно людям, которые в себе уже всё переварили, перемешали и готовы это заново пережить. Явно не дети знают о том, как это всё было. Ну и, конечно же, выразительный образ – бабка. Это же круто, тем более, когда её играет мужчина!

Костюмы были с утяжелением, чтобы актёры чувствовали вес, и им легче было войти в нужный образ. И сами маски, которые дают зрителю информацию о характере персонажа, и актёру есть, что играть.

Я могу выйти на сцену с открытым лицом и покорчить его, но долго ли я так продержусь? Поэтому маска помогает и дополняет действия актёра. Это то, что добавляет объём и обогащает саму историю, придает ей выразительности.

- А медведи?

- Версий много. Если по-честному сказать, то, когда мы сидели с нашим художником и придумывали этот спектакль, он предложил сделать вместо богатырей медведей. Это повергло меня в шок, но мы решили оставить этот вариант. Мне пришлось хорошо подумать, чтобы потом, отвечая на этот вопрос, углубляться в историю и объяснять смысл этих медведей. Существует обряд инициации, о нем упоминает Владимир Пропп (известный российский фольклорист – ред.) в своих трудах, посвященных сказкам. Суть обряда заключается в том, что молодых людей отправляют в лес, для того чтобы они превратились там в мужчин, пройдя испытания (научились добывать себе еду, сражаться и т.п.), и медведи – это как раз те самые молодые люди, которые выживают. Другой вариант – это оборотни. Такой вариант часто предлагают дети. Может быть, почему бы и нет. Василиса пришла к отшельникам, а кто они? Это запросто могут быть оборотни, то есть люди не такие, как все.

В итоге мы пришли к выводу, что это не просто оборотни, а это солнечные люди. Если вы внимательно присмотритесь к фотографиям, то вы увидите их лица, и вы поймёте, что они особенные. Они одинаково разговаривают, они наивны и светлы, поэтому никто предложение стать женой кому-то из них не воспринимает как натуральную женитьбу. Это просто возможность стать лучшим другом.

Эта тема нам показалась трогательной и истиной. Здесь каждый может прочесть свой вариант, любой из них будет любопытен.

- Поделитесь, пожалуйста, как вы спустя столько лет не утратили любовь и энтузиазм к созданию кукольных спектаклей?

- Потому что это очень интересно. Театр – это отдельный мир, который состоит из суперлюдей, которые увлечены своим делом. Все мои актёры, монтировщики — это настоящие фанаты, потому что это не то дело, за которое ты будешь иметь какие-то материальные блага. Это то дело, которым надо болеть и его надо любить. Мы все в душе дети. Кто сохранил в себе ребёнка, тот театром продолжает заниматься. Когда сохраняешь детство в душе, ты вечно молод, и энергии хватает на всё.

Каждый спектакль – это новая жизнь. Ты даёшь новую жизнь чему-то. Штат нашего театра составляет 80 человек, все трудятся на одно дело – на то, чтобы сделать такой спектакль. Режиссёр – двигатель. Без энергии режиссёров не бывает, не встречала таких никогда. Это такая работа.

Светлана Леонтьевна Дорожко - главный режиссёр Санкт-Петербургского кукольного театра сказки, лауреат множества творческий конкурсов и премий. Спектакль «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» награждён высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит»